Кредиты центрального банка, предоставляемые кредитным организациям, являются важнейшим условием функционирования банковской системы в рыночной экономике. Предоставление подобного рода кредитов для коммерческих банков обычно называют системой рефинансирования банков. Предоставляя кредит нижнему уровню банковской системы, центральный банк временно расширяет ликвидность и способствует большей устойчивости финансового рынка.

Предоставленные кредиты отражаются в активах баланса центрального банка и пассивах баланса коммерческих банков следующим образом (рис. 14.1).

Система рефинансирования центрального банка - это совокупность кредитных операций центрального банка, имеющих целью поддержку текущей ликвидности банковской системы. Выстраивая

Рис.14.1.

Для доступа к системе рефинансирования кредитные организации должны обладать соответствующим финансовым ресурсом. Обычно эту роль играют депозиты банков. В случае нехватки или сокращения ресурсной базы у коммерческих банков система рефинансирования позволяет оперативно привлечь новый ресурс взамен выбывшего.

Кредиты центрального банка, предоставляемые в рамках системы рефинансирования, как правило, являются обеспеченными. Однако в случае усиления финансовой нестабильности центральные банки могут предоставлять кредиты без обеспечения, что имело место в российской практике антикризисных мер 2008-2010 гг. (рис. 14.2).

В России Центральный банк вправе предоставлять кредитным организациям кредиты в рублях Российской Федерации на срок не более одного года.


Рис. 14.2.

В условиях финансовой стабильности в России рефинансирование осуществляется посредством обеспеченного кредитования:

  • 1) под залог (блокировку) ценных бумаг из ломбардного списка (табл. 14.1) Банка России;
  • 2) под залог нерыночных активов (векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций). Выдача кредитов под поручительство других кредитных организаций с 1 марта 2011 г. в России не осуществляется.

Способы обеспеченного кредитования Банка России в 2011 г. могут быть следующие: внутридневные; овернайт; ломбардные; по фиксированной ставке.

Для получения доступа к проведению с Банком России кредитных операций в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 г. № 312-П кредитная организация должна:

  • 1) соответствовать стандартным требованиям, предъявляемым Банком России к кредитным организациям - контрагентам по операциям денежно-кредитной политики (кредитная организация должна быть отнесена к 1 -й или 2-й классификационной группе, выполнять обязательные резервные требования, не иметь просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним);
  • 2) заключить с Банком России генеральный кредитный договор на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных активами или поручительствами по форме приложения 1 к Положению Банка России от 12.11.2007 г. № 312-П (далее - генеральный кредитный договор). По состоянию на март 2011 г. генеральный кредитный договор с Банком России заключили 472 кредитные организации;
  • 3) обеспечить наличие в договоре корреспондентского счета и всех договорах корреспондентских субсчетов, заключенных с Банком России, права Банка России на безакцептное списание денежных средств в объеме неисполненных (просроченных) обязательств по кредитам Банка России, а в договоре корреспондентского счета - также права Банка России на безакцептное списание денежных средств в объеме срочных обязательств по кредитам Банка России.

Для заключения генерального кредитного договора кредитная организация должна обратиться с ходатайством в произвольной форме в территориальное учреждение по месту нахождения ее корреспондентского счета. Запрашиваемый лимит кредитования должен быть указан в ходатайстве только в том случае, если кредитная организация намерена пользоваться внутридневными кредитами и кредитами овернайт.

Банк России предоставляет кредитным организациям в автоматическом режиме внутридневные кредиты и кредиты овернайт. В режиме запроса (заявления на получение кредита по фиксированной процентной ставке/заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе) предоставляются ломбардные кредиты.

Внутридневные кредиты бесплатны для кредитных организаций, а кредиты овернайт предоставляются на погашение оставшейся непогашенной к концу дня задолженности по внутридневному кредиту по ставке овернайт Банка России. Кредит овернайт предоставляется в момент, когда на межбанковском рынке кредит получить уже нельзя. Срок кредита овернайт - 1 рабочий день.

Таблица 14.1

Группы ломбардного списка Банка России

№п/п

Группы

Ценные бумаги и эмитенты

Государственные долговые обязательства

ОФЗ, еврооблигации (Минфин)

Облигации Банка России

ОБР (Банк России)

Облигации ипотечных агентств

Облигации (АИЖК)

Облигации субъектов РФ и муниципальных образований

Облигации (25 эмитентов на 28.03.2011 г.)

Облигации с ипотечным покрытием

Облигации (7 эмитентов на 28.03.2011 г.)

Облигации юридических лиц - резидентов Российской Федерации

Облигации (106 эмитентов на 28.03.2011 г.)

Облигации международных финансовых организаций

Облигации (Европейский банк реконструкции и развития)

В настоящее время Банком России предоставляется возможность получения кредитными организациями внутридневных кредитов и кредитов овернайт на их корреспондентские счета или корреспондентские субсчета, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России всех территориальных учреждений Банка России, осуществляющих электронную обработку платежей (т.е. в 76 территориальных учреждениях Банка России). Для использования механизмов получения внутридневных кредитов и кредитов овернайт Банка России кредитной организации необходимо заключить с Банком России бессрочный генеральный кредитный договор по типовой форме, в соответствии с которым Банк России берет на себе обязанность ежедневно в режиме on-line отслеживать потребность кредитной организации во внутридневных кредитах и кредитах овернайт, наличие у кредитной организации достаточного обеспечения по кредитам и, при необходимости, оперативно предоставлять их. Таким образом, кредитная организация в любое время может воспользоваться помощью Банка России: оперативно перевести на отдельный раздел своего счета депо ценные бумаги и оперативно получить внутридневной кредит или кредит овернайт.

Ломбардные кредиты по фиксированным процентным ставкам предоставляются в день обращения кредитной организации на сроки 1 и 7 календарных дней без права досрочного возврата.

Ломбардные кредиты по аукционным процентным ставкам сроком на 7 дней и 3 месяца предоставляются на любые банковские счета (корреспондентский счет и(или) корреспондентские субсчета) кредитной организации, открытые во всех территориальных учреждениях Банка России или в уполномоченных расчетных небанковских кредитных организациях (РНКО). Статус уполномоченной РНКО имеет Московская межбанковская валютная биржа.

Кредиты, обеспеченные залогом векселей, правами требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций (кредиты, обеспеченные нерыночными активами), могут предоставляться кредитным организациям, имеющим открытые корреспондентские счета или корреспондентские субсчета в территориальных учреждениях Банка России 28 регионов Российской Федерации. Потенциальному банку-заемщику необходимо передать соответствующие документы для рассмотрения Банком России вопроса о заключении договора. Предоставление бухгалтерской отчетности организаций не требуется. Срок рассмотрения заявки составляет до 8 дней.

В целях снижения риска Банк России ввел поправочные коэффициенты для корректировки стоимости принимаемого в обеспечение имущества (0,5 для имущества I категории качества; 0,3 для имущества II категории качества).

Кредиты без обеспечения применяются в практике операций центральных банков крайне редко. Обоснованием их предоставления могут быть определенные условия нестабильности в банковской системе.

В России необеспеченные кредиты практиковались в качестве антикризисных мер помощи банковской системе и имели следующие формы: беззалоговые кредиты и компенсационные межбанковские кредиты.

Беззалоговые кредиты предоставлялись коммерческим банкам, если они выполняли следующие требования:

  • отнесены к 1-й или 2-й классификационной группе в соответствии с нормативными актами Банка России (в соответствии с Указанием Банка России от 30.04.2008 г. № 2005-У);
  • не имеют недовзноса в обязательные резервы, неуплаченных штрафов, непредставленного расчета размера обязательных резервов;
  • не имеют просроченных денежных обязательств перед Банком России;
  • предоставили на основании договора корреспондентского счета (договоров корреспондентского субсчета) Банку России право на списание денежных средств с их корреспондентского счета и корреспондентских субсчетов, открытых в Банке России (уполномоченных PH КО), в объеме требований Банка России по договорам на предоставление кредита Банка России на основании инкассовых поручений Банка России без распоряжения банка - владельца счета;
  • предоставили на основании договора банковского счета, заключенного с PH КО, Банку России право получать информацию об операциях по счету в уполномоченной PH КО (для получения ломбардных кредитов на корреспондентский счет, открытый в уполномоченной РНКО).

Беззалоговые кредиты Банка России предназначены прежде всего для замещения выбывающих во время обострения кризиса банковских ресурсов: депозитов населения и организаций, кредитов иностранных банков и др. За счет этих кредитов банки могут также создавать «подушку» ликвидности. Кроме того, поскольку Банк России предоставлял беззалоговые кредиты на срок до 1 года, то за счет них в принципе могли выдаваться и краткосрочные кредиты реальному сектору.

Всего к беззалоговым кредитам Банка России было допущено 244 банка, из них фактически воспользовались беззалоговыми кредитами 192. Максимум общей задолженности по этим кредитам был достигнут к середине февраля 2009 г. - 1,924 трлн руб (рис. 14.3). Около 32 млрд руб составила просроченная задолженность (долг обанкротившегося Межпромбанка). Сумма процентов, полученных Центральным банком по данным кредитам, превысила 150 млрд руб. В 2011 г. программа необеспеченного беззалогового кредитования была закрыта. По мере выхода экономики из кризиса беззалоговое кредитование должно замещаться другими, более традиционными инструментами рефинансирования.

Достаточно необычен инструмент компенсационного кредитования Банка России, при котором со стороны центрального банка кредитным организациям компенсируется часть убытков, возникших у них по сделкам с кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия.

По сути, это механизм раздела рисков при межбанковском кредитовании.

1 ноября 2008 г. Банк России утвердил типовую форму соглашения между Банком России и кредитной организацией о компенсации Банком России части убытков (расходов), возникших у кредитной орга-


Рис. 14.3.

низации по сделкам с другими кредитными организациями. Типовое соглашение предусматривало возможность компенсации до 90% убытков, возникших у банка-кредитора при межбанковском кредитовании. Банк России установил также требования к кредитным организациям, с которыми Банк России заключал данное соглашение:

  • кредитная организация имеет рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте на уровне не ниже ВВ Standard & Poor’s или Fitch Ratings, или не ниже Ва1 по классификации рейтингового агентства Moody’s Investors Service. При соответствии указанному требованию кредитных организаций, входящих в состав одной банковской группы, соглашение заключается с головной кредитной организацией банковской группы;
  • собственные средства кредитной организации составляют не менее 30 млрд рублей (с 9 февраля 2009 г. это требование сократилось до 20 млрд руб).

На 1 сентября 2009 г. типовые соглашения были заключены с 18 банками. Среднедневной объем задолженности по компенсируемым сделкам составил в четвертом квартале 2008 г. - 8,5 млрд руб., в первом полугодии 2009 г. - 30,1 млрд руб., в августе 2009 г. - 48,7 млрд руб.

За все время действия программы зафиксирован один страховой случай, когда кредитная организация своевременно не вернула межбанковский кредит банку-кредитору. Центральный банк Российской Федерации разместил в банке-кредиторе «компенсационный» депозит в размере 14 млн руб. После погашения просроченной задолженности банком-заемщиком банк-кредитор возвратил «компенсационный» депозит Банку России.

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» этот порядок действовал до 2011 г.

Наряду с беззалоговым кредитованием, механизм компенсационного кредитования - это временная антикризисная мера, так как в условиях финансовой стабильности этот механизм может стимулировать банки заключать избыточно рискованные сделки на рынке межбанковского кредитования.

Центральный банк РФ выступает активным участником рынка межбанковских кредитов как кредитов «последней инстанции». Кредиты ЦБ РФ - одна из форм рефинансирования банков в процессе осуществления денежно-кредитного регулирования.

До 1995 г. Основными видами кредитов ЦБ РФ выступали кредиты Минфину РФ для финансирования дефицита федерального бюджета и централизованные кредиты коммерческим банкам.

Централизованные кредиты предоставлялись ЦБ РФ коммерческим банкам для кредитования им предприятий и организаций по государственным программам. Эта сделка оформлялась межбанковским кредитным договором на основе заявки коммерческого банка о предоставлении ему кредитных ресурсов в территориальное Главное управление ЦБ РФ. В ней содержалось экономическое обоснование суммы кредита. Его цели и сроки, обеспечение, графики погашения кредита хозорганом-заемщиком коммерческому банку, а банком - Центральному банку РФ. Обязательным условием предоставления кредитов являлось соблюдение коммерческим банком установленных экономических нормативов с учетом получения кредита ЦБ РФ.

Договоры о предоставлении кредитов ЦБ РФ коммерческому банку заключались после тщательного рассмотрения его заявки. ЦБ РФ изучал причины потребности в кредите, проводимую банком политику, объемы кредитования посреднической деятельности и других банков.

Начиная с 1995 г. ЦБ РФ развивает рефинансирование коммерческих банков на рыночной основе в форме проведения кредитных аукционов , предоставления ломбардного кредита и др.

В отличии от обычных централизованных кредитов кредитные ресурсы, покупаемые на аукционе, направляются не в конкретные секторы экономики или регионы, а обеспечивают ликвидность банковской системы, т.к. предназначаются для стабильного работающих банков.

Предоставление ЦБ РФ кредитов коммерческим банкам

Банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определяющимися в соответствии с ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. К таким кредитам относятся внутридневные кредиты, однодневные расчетные кредиты (овернайт) и ломбардные кредиты(кредиты в твердо фиксированной сумме, предоставляемые кредитором заемщику на определенный срок под залог имущества или имущественных прав) на сроки, установленные Центробанком России.

С марта 1998 г. они выдаются только под залог государственных ценных бумаг, включенных в ломбардный список.

После августа 1998 г. обеспечителем данных кредитов являются ГКО и ОФЗ со сроком погашения после 1 января 1999 г., облигации федерального займа с постоянным купонным доходом и облигации ЦБ, выпускаемые в обращение в соответствии с Положением Банка России «О порядке эмиссии облигаций РФ» от 28 августа 1998 гю №52- 6.

Совет директоров ЦБ по представлению кредитного комитета данного банка утверждает, изменяет и дополняет ломбардный список и официально публикует его в «Вестнике Банка России». Он же утверждает сроки кредитов, процентные ставки, а также плату за право пользования внутридневными кредитами.

При наличии достаточного обеспечения коммерческий банк может получить несколько видов кредитов в один день, в том числе ломбардные кредиты на различные либо одинаковые роки, или несколько внутридневных кредитов.

Кредиты от имени Банка России предоставляются коммерческим банкам уполномоченными учреждениями (ГРКЦ, РКЦ) на основании генерального кредитного договора.

Общие условия предоставления и погашения кредитов Банка России

Общими условиями предоставления и погашения кредитов Банка России являются:

1. Заключение с Банком России генерального кредитного договора, в котором определяются виды кредитов, необходимых коммерческому банку.

Для получения кредита овернайт должно быть заключено дополнительное соглашение к договору о возможности такого кредита и предоставления Банку России права на описание денежных средств в объеме на погашенных в срок его требования по предоставленным кредитам, а также платы за право пользования внутридневными кредитами без распоряжения банка-владельца корреспондентского счета

Данное описание будет производится на основе инкассового поручения уполномоченного учреждения Банка России в порядке очередности, установленной законодательством.

2. Банк-заемщик должен иметь счет депо в уполномоченном депозитарии и заключить дополнительное соглашение к депозитарному договору, в том числе:

· об открытии раздела «Блокировано Банком России» на своем счете депо и о праве Банка России присвоить полный номер этому разделу, о праве Банка России открывать и присваивать номера определенного определенным разделам на счете депо банка и др.

3. Кредиты ЦБ РФ предоставляются при условии предварительного блокирования банком государственных ценных бумаг в разделе «Блокировано Банком России» счета депо банка в депозитарии.

Банки самостоятельно определяют количество и выпуск государственных ценных бумаг и бумаг ЦБ РФ, подлежащих предварительному блокированию.

Ценные бумаги, принимаемые в залог, должны отвечать следующим требованиям:

· должны быть включены в ломбардный список;

· учитываться на счете депо банка, открытом в депозитарии;

· принадлежать банку на праве собственности и не быть

обремененными другими обязательствами банка;

· иметь срок погашения не ранее, чем 10 дней после наступления срока погашения предоставления кредита.

4. Банк-заемщик на момент предоставления кредита должен отвечать следующим требованиям:

· иметь достаточное обеспечение по кредиту;

· в полном объеме выполнять обязательные резервные требования;

· не иметь просроченной задолженности по кредитам, ранее

предоставленных Банком России, и процентов по ним, а также других просроченных денежных обязательств перед последним.

Введение

1. Значение и законодательная база рефинансирования банком россии коммерческих банков

1.3 Сущность и значение операций на открытом рынке

1.4 Привлечения в депозиты денежных средств коммерческих банков

2. Порядок предоставления банком России кредитов

2.1 Кредиты под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России (внутридневные кредиты, кредиты овернайт и ломбардные кредиты)

2.2 Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами

2.3 Рефинансирование кредитных организаций

2.4 Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг - ломбардные кредиты

2.5 Сущность и значение учетных (дисконтных) кредитов ЦБ

3. Анализ кредитного портфеля банка России

3.1 Объемы операций кредитования

3.2 Анализ и структура кредитного портфеля

3.3 Перспективы развития операций рефинансирования (кредитования) Банка России

Заключение

Ставка по рефинансированию несколько выше учетной ставки, т.к. ссудные операции банков (ломбардный и другие виды кредитов) являются более дорогими, чем торгово-комиссионные (покупка ценных бумаг).

С помощью процентной политики Центральный банк получает возможность:

Воздействовать на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов;

Регулировать уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность;

Регулировать объем денежной массы в стране;

Предоставлять кредитным институтам экстренную финансовую помощь.

Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы и расширять масштабы операций с клиентурой, снижение ставок ведет к обратным процессам.

Установление официальной учетной ставки - это косвенный метод, а изменение условий переучета векселей (повышение требований к их качеству, ограничение круга переучитываемых ценных бумаг, введение лимитов переучета) относится к прямым методам проведения процентной политики.

Аналогично установление базовой ставки рефинансирования - косвенный метод, а введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов - прямой (административный) метод.

Воздействие % политики ЦБ на конъюнктуру денежного и финансового рынка.

Центральный банк использует процентную политику для воздействия на следующие рыночные процентные ставки:

Процентные ставки по кредитам и депозитам коммерческих банков;

Доходность ценных бумаг;

Процентные ставки по межбанковским кредитам.

а) спрос на кредиты в экономике зависит от двух составляющих:

Инвестиционного спроса предприятий;

Объема кредита, необходимого правительству для покрытия бюджетного дефицита.

Чем больше заимствует правительство, тем меньше кредитов достается реальному сектору. Предложение кредита зависит от объема сбережений в личном и общественном секторе. Если сбережения сокращаются, то недостаток кредитных средств поднимет ставку процента.

Центральный банк регулирует уровень процентных ставок коммерческих банков двумя путями:

Через фиксацию ставок по предоставляемым коммерческим банкам кредитам рефинансирования;

Через контроль над ставками кредитных учреждений.

б) во втором случае регулированию подлежат лишь стоимость отдельных видов кредита или операции только некоторых банков. Рост официальной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг и рост их доходности. Понижение официальной учетной ставки, наоборот, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость и падает их доходность.

в) в качестве межбанковской ставки берется средневзвешенная ставка по однодневным кредитам (кредитам "овернайт") на московском межбанковском рынке.

В целях снижения инфляции используется жесткая рестрикционная ДК П, т.е. повышение официальных ставок (установление "надбавки" к их обычному уровню).

ЦБ не может непосредственно воздействовать на процентные ставки по операциям банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются главным образом количеством денег в обращении и эффективностью деятельности банковской системы. Следует иметь также в виду, что уровень процентных ставок включает в себя кредитные риски, которые находятся вне сферы воздействия центрального банка.

1.2 Общая характеристика и механизм действия обязательных резервных требований

Резервные требования являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования центральных банков. Они представляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, содержащуюся по требованию центрального банка на открытом в нем беспроцентном (как правило) счете. Обязательные резервы служили гарантийным фондом для погашения депозитов.

кредит центральный банк россия

Кредитование коммерческих кредитных организаций, являясь правом и обязанностью Центрального банка, может и должно играть весьма важную, а подчас критически значимую роль в обеспечении устойчивого развития национальной банковской системы в целом и поддержании здорового функционирования каждого коммерческого банка, имея в виду поддержания их текущей ликвидности и бесперебойное проведение расчетов по всем денежным обязательствам, включая банки, испытывающие финансовые трудности, но еще имеющие шансы преодолеть таковые и остаться в числе нормально действующих.

Указанные обстоятельства показывают особую значимость и необходимость существования кредитных отношений Центрального банка с коммерческими банками.

В целом, необходимость кредитования центральными банками коммерческих банков можно рассматривать на макро - и микроуровнях.

На макроуровне политика кредитования банковских институтов, прежде всего, используется для оказания воздействия на состояние денежно-кредитной сферы путем выдаваемых центральными банками кредитов и посредством ставки рефинансирования.

Механизм воздействия кредитов центральных банков на денежно-кредитный оборот состоит в следующем. Коммерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу.

Для предотвращения неожиданных последствий от выдачи кредитов Центральным банком кредитованию подлежат только финансово устойчивые банки, способные своевременно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных размерах, т. е. в пределах лимитов.

На микроуровне механизм кредитования главным образом способствует обеспечению ликвидности коммерческих банков. Кредитно-финансовые институты в случае возникновения у них недостатка ликвидных средств для погашения своих обязательств могут обратиться в Центральный банк за ссудой. Наличие механизма кредитования позволяет банкам сводить до минимума запасы высоколиквидных средств и в то же время обеспечивать свою ликвидность. В этой связи кредитование способствует предотвращению банковских кризисов, поскольку получаемые от Центрального банка временные заимствования пополняют денежные резервы коммерческих банков, устраняя эффект «домино» в банковской системе.

С учетом того, что кредиты Центральных банков обладают потенциальной возможностью стимулировать инфляционные процессы, если не будут возвращены своевременно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивыми клиентами.

Рассмотрев особую значимость и необходимость кредитных отношений Центрального банка с коммерческими банками, считаем важным отметить, что эффективно функционирующая система кредитования может существовать только при наличии следующих условий:

Развитого финансового рынка,

Наличия надежной платежной системы, работающей в режиме реального времени,

Стабильной банковской системы.

Наличие развитого финансового рынка необходимо, так как одним из основных видов обеспечения получаемого коммерческим банком кредита являются ценные бумаги, развитие и эффективное использование которых возможно только при наличии развитого рынка ценных бумаг.

Наличие надежной платежной системы, работающей в режиме реального времени, необходимо при отсутствии денежных средств на корреспондентском счете кредитной организации в Банке России. Тогда оплата расчетных документов, предъявленных к счету кредитной организации, в пределах установленного по счету лимита кредита осуществляется за счет кредита Центрального Банка. В течение дня кредит погашается за счет текущих поступлений на счет кредитной организации. В случае если к концу дня работы платежной системы Банка России кредит кредитной организацией не погашен, Банк России автоматически предоставляет кредитной организации кредит на сумму непогашенного на конец дня внутридневного кредита.

Стабильная банковская система обеспечит возможность возникновения кредитных отношений между Центральным банком и коммерческими банками и гарантированность выполнения соответствующих обязательств со стороны коммерческих банков.

Таким образом, рассмотрев значимость кредитных отношений между Центральным Банком и коммерческими банками и условия их функционирования, можно сделать вывод, что данные явления очень тесно взаимосвязаны между собой. Так, кредитование Центральным банком коммерческих банков является одним из основных институтов обеспечения нормального функционирования современной банковской системы. Вместе с тем, благоприятное существование данного института сложно представить при отсутствии хотя бы одного из выше названных условий.

Определив необходимость кредитных отношений между Центральным банком и коммерческими банками и условия для их функционирования, рассмотрим виды кредитов, выдаваемые Центральным банком.

Продолжая, так называемый «ликбез» для участников рынка, я думаю, что стоит обратить внимание коллег на тему «Обеспеченные кредиты ЦБР»:

Законодательная и нормативная база
Во исполнение статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом „О банках и банковской деятельности“.

Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в трех нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П „О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг“, Положении Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П „О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами“ и Положении Банка России от 30 ноября 2010 года № 362-П „О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных золотом“.

Общее описание системы рефинансирования (кредитования) Банка России

Кредиты Банка России могут быть обеспечены ценными бумагами, входящими в Ломбардный список Банка России, нерыночными активами (векселями организаций реального сектора экономики или правами требования по кредитным договорам с указанными организациями), поручительствами кредитных организаций, а также золотом.


Требования к кредитным организациям - контрагентам Банка России

  • отнесена к 1 или 2 классификационным группам в соответствии с нормативными актами Банка России (для небанковских кредитных организаций - в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 № 766-У, с изменениями; для банков – в соответствии с Указанием Банка России от 30.04.2008 № 2005-У);
  • не имеет недовзноса в обязательные резервы, неуплаченных штрафов, непредставленного расчета размера обязательных резервов;
  • не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России;
  • предоставила на основании договора корреспондентского счета (договоров корреспондентского субсчета) Банку России право на списание денежных средств с ее корреспондентского счета и корреспондентских субсчетов, открытых в Банке России (уполномоченных РНКО), в объеме требований Банка России по договорам на предоставление кредита Банка России на основании инкассовых поручений Банка России без распоряжения банка – владельца счета.
  • Предоставила на основании договора банковского счета, заключенного с РНКО, Банку России право получать информацию об операциях по счету в уполномоченной РНКО (для получения ломбардных кредитов на корреспондентский счет, открытый в уполномоченной РНКО).
Подробнее: http://smoketrader.ru/index.php/tsbr/84-kreditcbrtech
и сайт Центрального Банка РФ

Виды предоставляемых кредитов
Положение Банка России от 12.11.2007 № 312-П предусматривает возможность получения кредитными организациями трех видов кредитов: внутридневных кредитов, кредитов овернайт и кредитов по фиксированной процентной ставке.

Внутридневные кредиты и кредиты овернайт по своей сути, за исключением используемого обеспечения, идентичны внутридневным кредитам и кредитам овернайт, предоставляемым в соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П.

До создания единого механизма рефинансирования (кредитования) кредитные организации не смогут получать внутридневные кредиты и кредиты овернайт на какой-либо корреспондентский счет (субсчет), если кредитная организация получает внутридневные кредиты и кредиты овернайт на тот же самый корреспондентский счет (субсчет) в соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П.

Предоставление кредитов по фиксированной процентной ставке осуществляется в день обращения кредитной организации в Банк России (территориальное учреждение Банка России по месту нахождения счета, на который кредитная организация желает получить кредит) с заявлением на получение кредита Банка России по фиксированной процентной ставке, составленным по форме приложения 6 к Положению Банка России от 12.11.2007 № 312-П.

Обеспечение кредитов Банка России - нерыночные активы

Обеспечением кредитов Банка России, предоставляемых в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П, являются нерыночные активы - векселя и кредитные требования, а также поручительства кредитных организаций.

Для того чтобы кредитная организация могла использовать активы для получения кредитов Банка России, она должна заранее, до обращения в Банк России за получением кредита Банка России, представить в Банк России (территориальное учреждение по месту нахождения счета, на который кредитная организация намерена получать кредиты Банка России, обеспеченные соответствующими активами) на проверку соответствующие векселя и (или) кредитные договоры с приложением необходимых документов. Процедура включения нерыночных активов в состав активов, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, приведена в пункте 3 приложения 3 к Положению Банка России от 12.11.2007 № 312-П.

Схема принятия решения о возможности принятия актива в обеспечение кредитов Банка России.

Из схемы видно, что наиболее упрощенная схема включения нерыночных активов в состав активов, принимаемых в качестве обеспечения по кредитам Банка России, применяется в следующих случаях:
1) если обязанным по активу лицом выступает Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. При этом субъект Российской Федерации либо муниципальное образование должны обладать рейтингом, присвоенным одним из международных рейтинговых агентств, не ниже „В-“ по классификации „Standard&Poor`s“, „Fitch Ratings“, либо „В3“ по классификации „Moody`s Investors Service“.

2) если обязанным по активу лицом выступает организация, включенная в перечень организаций, упомянутый в подпункте 3.6.1 пункта 3.6 Положения Банка России от 12.11.2007 № 312-П (Перечень Банка России). Перечень формируется на основании наличия у организаций международного рейтинга и утверждается Советом директоров Банка России.