Документ утратил силу

В целях совершенствования системы сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического персонала приказываю:

1. Ввести в действие:

1.1. Номенклатуру специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала (приложение 1).

1.2. Перечень соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям указанных специалистов (приложение 2).

1.3. Положения о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 3).

1.4. Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 4)

2. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений до 01.08.98 разработать новые и пересмотреть действующие учебные программы циклов специализации среднего медицинского и фармацевтического персонала в соответствии с номенклатурой специальностей, утвержденной настоящим приказом.

3. Отделу медицинской статистики и информатики до 01.01.98 внести необходимые изменения в формы отчетов учреждений здравоохранения в связи с введением в действие номенклатуры специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала.

4. Руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, руководителям медицинских и фармацевтических образовательных организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Российской Федерации:

4.1. При проведении сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического персонала руководствоваться номенклатурой, утвержденной настоящим приказом.

среднего медицинского и фармацевтического персонала ранее присвоенные им квалификационные категории и выданные сертификаты специалистов.

5. Приложение 1 к Положению об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников приказа Минздравмедпрома России от 23.05.95 № 131 «Об утверждении Положения об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников»; пункт 5 приказа Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации от 31.08.92 № 72 «О порядке проведения аттестации средних медицинских работников государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации» в части, касающейся перечня специальностей средних медицинских работников, признать утратившими силу.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Онищенко Г.Г.

Министр

Т.Б. Дмитриева


Приложение 1

Утверждено


Номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала:


1. Организация сестринского дела.

2. Лечебное дело.

3. Акушерское дело.

4. Стоматология.

5. Стоматология ортопедическая.

7. Гигиена и санитария.

8. Дезинфекционное дело.

9. Гигиеническое воспитание.

10. Энтомология.

11. Лабораторная диагностика.

12. Гистология.

13. Лабораторное дело (Специальность относится к Госсанэпидслужбе)

14. Фармация.

15. Сестринское дело.

16. Сестринское дело в педиатрии

17. Операционное дело.

18. Анестезиология и реаниматология.

19. Общая практика.

20. Рентгенология.

21. Функциональная диагностика.

22. Физиотерапия.

23. Медицинский массаж.

24. Лечебная физкультура.

25. Диетология.

26. Медицинская статистика.


Приложение 2

Утверждено

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.97 № 249


Перечень соотвествия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов:

Наименование специальностей

Наименование должностей

1. Организация сестринского дела.

Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;
заведующая молочной кухней, отнесенной к группе по
оплате труда руководителей; главная медицинская сестра,
старшая медицинская сестра амбулаторно-поликлинического
учреждения, действующего на правах отделений в составе
лечебно-профилактического учреждения.

2. Лечебное дело.

Старший фельдшер, фельдшер, заведующий
фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер;
заведующий здравпунктом - фельдшер;
заведующий медпунктом - фельдшер

3. Акушерское дело

Старшая акушерка, акушерка; заведующий
фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка

4. Стоматология.

Зубной врач.

5. Стоматология ортопедическая.

Старший зубной техник, зубной техник.

7. Гигиена и санитария.

Помощник санитарного врача.

8. Дезинфекционное дело.

Инструктор-дезинфектор.

9. Гигиеническое воспитание.

Инструктор по санитарному просвещению.

10. Энтомология.

Помощник энтомолога.

11. Лабораторная диагностика.

Фельдшер-лаборант, лаборант.

12. Гистология.

Фельдшер-лаборант, лаборант.

13. Лабораторное дело
(Специальность и должности
относятся к Госсанэпидслужбе).

Фельдшер-лаборант, лаборант.

14. Фармация.

Старший фармацевт, фармацевт.

15. Сестринское дело.

Старшая медицинская сестра, медицинская сестра,
в т.ч. палатная, процедурной, перевязочной;
заведующий фельдшерско-акушерским
пунктом - медицинская сестра, заведующий
здравпунктом - медицинская сестра,
заведующий медпунктом - медицинская сестра.

16. Сестринское дело в педиатрии.

17. Операционное дело.

Старшая операционная медицинская сестра,
операционная медицинская сестра, медицинская сестра
(Медицинская сестра, работающая в отделениях
(кабинетах) инвазивных методов диагностики и лечения)

18. Анестезиология и реаниматология.

Медицинская сестра-анестезист.

19. Общая практика.

Медицинская сестра.

20. Рентгенология.

Рентгенолаборант.

21. Функциональная диагностика.

Старшая медицинская сестра, медицинская сестра.

22. Физиотерапия.

Старшая медицинская сестра, медицинская сестра.

23. Медицинский массаж.

Медицинская сестра.

24. Лечебная физкультура.

Инструктор по лечебной физкультуре.

25. Диетология.

Заведующая молочной кухней, медицинская сестра.

26. Медицинская статистика.

Медицинский статистик.


Начальник Управления кадров А.И. Торопцев


Приложение 3

Положения о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием


1. Общие положения

1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области медицинского массажа допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», среднее медицинское образование, диплом по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», и сертификат по специальности «Медицинский массаж».

1.2. Специалист в области медицинского массажа используется на должностях, соответствующих специальности «Медицинский массаж», назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством.

1.3. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения, приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих должностных лиц.

2. Обязанности

2.1. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста.

2.2. Подготовка пациентов и массажиста к массажу, осуществление контроля за состоянием пациентов во время проведения процедур.

2.3. Проведение лечебного (классического), сегментарного, точечного, спортивного, гигиенического, косметического, аппаратного массажа, подводного душа-массажа.

2.4. Использование частных методик массажа при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной

системы, внутренних органов, болезнях обмена веществ, мочеполовой системы, кожи, в послеоперационный период восстановительного лечения в хирургии.

2.5. Использование методик массажа у детей, массажа и физических упражнений в раннем детском возрасте.

2.6. Соблюдение правил сочетания массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией.

2.7. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и оснащения, используемого для занятий медицинским массажем.

2.8. Обеспечение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, выполнение требований инфекционного контроля в кабинете массажа.

2.9. Своевременное и качественное ведение медицинской документации.

2.10. Соблюдение морально-правовых норм профессионального общения, выполнение требований трудовой дисциплины.

2.11. Проведение санитарно-просветительной работы.

2.12. Регулярное повышение квалификации.

2.13. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях.

3. Права

3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.

3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда.

3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу кабинета массажа, контролировать объем и качество выполненной им работы, осуществлять контроль за работой техника по ремонту аппаратуры.

3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, медицинских ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.

3.5. Повышать свою квалификацию, аттестоваться на присвоение квалификационной категории.

4. Ответственность

Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Приложение 4


Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием


XXIII. Специальность: «Медицинский массаж»

В соответствии с требованиями специальности в области медицинского массажа специалист должен знать и уметь:

1. Общие знания

Профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста;

Основы законодательства и права в здравоохранении;

Основы медицинского страхования;

Организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях;

Теоретические основы сестринского дела;

Философию и этику сестринского дела;

Психологию профессионального общения;

Основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм;

Виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов;

Показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств;

Основы валеологии и санологии; методы и средства гигиенического воспитания; роль сестринского персонала в глобальных, федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения;

Основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;

Систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицлечебно-профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;

Организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности структурного подразделения; основные виды медицинской документации;

Охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;

Функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала;

2. Общие умения

Анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;

Слова «врач» и «гуманист» не являются синонимами, но неразрывно связаны. Медицинские профессии обязывают быть гуманистами, любить людей и помогать им в любых, даже самых неблагоприятных условиях. Для людей, имеющих проблемы со здоровьем, однозначно связана с оказанием помощи, поддержкой и пониманием.

Немного о профессии

Профессия «медицинский работник» требует от своего обладателя определенного мужества и самоотверженности. Это связано с тем, что к медработникам люди испытывают доверие, как к специалистам, хорошо знающим свое дело.

Именно поэтому, выбирая медицинские профессии как дело всей жизни, человек обязан учиться даже после окончания вуза, потому что заболевания постоянно меняются, как и их лечение. Среди медицинских учебных учреждений есть институты и академии.

Список медицинских специальностей

В перечень медицинских профессий входят такие специальности, как:

Перечисленные медицинские профессии (список далеко не полный) - это основные профили по этой специальности. В каждой из них есть более узкие специалисты, отвечающие за лечение конкретных частей организма человека.

Специальность медсестра

Среднее специальное медицинское образование дает возможность готовить специалистов из категории медперсонала. Профессия медицинская сестра входит в эту категорию.

Медсестра (медбрат) является помощником или ассистентом врача в медицинском учреждении. Основная задача медперсонала среднего звена - выполнять назначенное врачом пациенту лечение и осуществлять уход за больными людьми.

Профессия медицинская сестра входит в категорию среднего персонала медицинского учреждения и имеет несколько более узких направлений. Хотя много специальностей входит в понятие "медицинские профессии", список специалистов среднего звена возглавляет должность главной медсестры.

Главная и старшая медсестра

Во главе обслуживающего медперсонала находится главная медсестра - это специалист с высшим медицинским образованием (факультет сестринского дела). В обязанности главной медсестры входит организация и контроль работы среднего и младшего медперсонала, а также повышение их профессионализма.

В понятие организации рабочего процесса входит составление графиков работы нижестоящего медперсонала и контроль за его выполнением. Также в ее обязанности входит:

  • Контролировать получение, хранение, распределение и учет перевязочного материала и медикаментозных средств, в том числе тех, в которых содержатся ядовитые или наркотические вещества.
  • Контролировать выполнение обязанностей средним и младшим персоналом, а также заниматься повышением их квалификации и профессионального уровня.
  • Следить за качеством дезинфекции медицинского учреждения, своевременной сменой постельного белья и проводить контроль при транспортировке больных внутри больницы.

Старшая медсестра является помощником заведующего отделением. В ее обязанности входит контроль за работой палатных сестер и младшего медперсонала.

Медработники среднего и младшего звена

Медсестры организуют работу младшего медперсонала: санитарок, младших медсестер и сестер-хозяек.

Медицинский осмотр

Люди, осуществляющие трудовую деятельность, связанную с риском или вредным для здоровья производством, работу с детьми и многие другие обязаны проходить медицинский осмотр. Он может проводиться раз в год или в два года.

Существует список, в котором указано, кто должен проходить медицинский осмотр. Профессии, которые в него входят, - это категории специальностей, связанных с вредным производством или с производственным риском, например, с высотными работами, вредными веществами, шумом, пылью и другие.

Также в обязательном порядке медосмотр проходят работники отрасли питания, преподаватели и работники дошкольных учебных заведений, водители, моряки, медперсонал и представители других профессий.

Выбор профессии

Медицинские профессии востребованы в современном обществе, поэтому ежегодно средние специальные и высшие медицинские учреждения выпускают новых специалистов. Связано это прежде всего с тем, что нездоровая экология, постоянные стрессы, нездоровое питание каждый год увеличивают количество людей с патологиями или хроническими заболеваниями.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

В целях совершенствования системы сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического персонала ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Ввести в действие:

1.1. Номенклатуру специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала (приложение 1).

1.2. Перечень соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям указанных специалистов (приложение 2).

1.3. Положения о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 3).

1.4. Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 4).

2. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений до 01.08.98 разработать новые и пересмотреть действующие учебные программы циклов специализации среднего медицинского и фармацевтического персонала в соответствии с номенклатурой специальностей, утвержденной настоящим приказом.

3. Отделу медицинской статистики и информатики до 01.01.98 внести необходимые изменения в формы отчетов учреждений здравоохранения в связи с введением в действие номенклатуры специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала.

4. Руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, руководителям медицинских и фармацевтических образовательных организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Российской Федерации:

4.1. При проведении сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического персонала руководствоваться номенклатурой, утвержденной настоящим приказом.

5. Приложение 1 к Положению об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников Приказа Минздравмедпрома России от 23.05.95 № 131 "Об утверждении Положения об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников"; пункт 5 приказа Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации от 31.08.92 № 72 "О порядке проведения аттестации средних медицинских работников государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации" в части, касающейся перечня специальностей средних медицинских работников, признать утратившими силу.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Онищенко Г.Г.

Министр Т.Б. Дмитриева

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УТВЕРЖДЕНО

НОМЕНКЛАТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.97 № 249

Начальник Управления кадров А.И. Торопцев

Комментарии к приказу

Тамара АДУЕВА, начальник отдела прогнозирования развития медицинского персонала Управления кадров МЗ РФ

Наталия ОВАНЕСЯНЦ, заместитель начальника отдела аттестации и резерва кадров для работы за рубежом Управления кадров МЗ РФ

Необходимость разработки номенклатуры специальностей средних медицинских и фармацевтических работников была связана с дальнейшим совершенствованием сертификации и аттестации указанного персонала. Если номенклатура врачебных и провизорских специальностей существует уже не одно десятилетие, то номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечень их соответствия должностям указанных специалистов, а также квалификационные характеристики и положения о специалистах в том виде, в котором они представлены в приказе, утверждены впервые.

Номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала включает 26 специальностей. При ее разработке были использованы следующие нормативные документы: государственные образовательные стандарты и номенклатура должностей среднего и фармацевтического персонала.

При обсуждении проекта номенклатуры специальностей исходили из того, что базовое образование позволяет специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием выполнять свои профессиональные обязанности по ряду традиционно сложившихся специальностей ("лечебное дело", "сестринское дело", "акушерское дело", "лабораторная диагностика") непосредственно после окончания медицинского образовательного учреждения. В данном случае указанные в номенклатуре специальности совпадают с наименованием специальностей по диплому.

Однако в номенклатуру включены и специальности ("физиотерапия", "функциональная диагностика", "рентгенология" и др.), которые требуют дополнительного профессионального образования сразу после получения диплома, так как базовое образование не дает необходимых знаний и умений по этим специальностям.

Выделение новых специальностей - "организация сестринского дела", "операционное дело", "анестезиология и реаниматология" - продиктовано возникновением и развитием новых медицинских технологий, совершенствованием структуры лечебно-профилактических учреждений, повышением требований к подготовке специалистов на последипломном уровне.

Утвержденная номенклатура позволила упорядочить проведение сертификации и аттестации специалистов, то есть выдавать сертификаты и присваивать квалификационные категории в сооответствии со специальностями.

Разработанные положения о специалистах (требования к образованию, права, обязанности, ответственность) и квалификационные характеристики (общие и специальные знания, умения и манипуляции) будут использованы при подготовке тестовых заданий для проведения квалификационного экзамена.

Перечень соответствия специальностей должностям специалистов позволяет четко определить, по какой специальности должен получить сертификат и быть аттестован работник, занимающий ту или иную должность. Например, фельдшер станции скорой медицинской помощи получает сертификат и аттестуется по специальности "лечебное дело". Медицинская сестра кабинета ультразвуковой диагностики получает сертификат и аттестуется по специальности "сестринское дело". Фельдшер-лаборант клинико-диагностической лаборатории получает сертификат и аттестуется по специальности "лабораторная диагностика".

С введением новых специальностей возникает естественный вопрос: сохранятся ли квалификационные категории при переходе из одной специальности в другую? Этот вопрос рассматривается министерством в настоящее время.

Следует отметить, что помимо основной цели данный приказ позволяет внести изменения и дополнения в действующие нормативные документы по сертификации, аттестации и повышению квалификации средних медицинских и фармацевтических работников.

К сожалению, до сих пор не разработаны научно обоснованные критерии введения той или иной специальности, что создает определенные проблемы.

Все эти вопросы поднимались на коллегии МЗ РФ "О состоянии кадровой политики и задачах Минздрава России по ее совершенствованию в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ", прошедшей 23 декабря 1997 года.

Если у читателей журнала появятся предложения, дополнения или замечания к данному приказу, мы всегда готовы принять их к сведению в целях дальнейшего совершенствования системы сертификации и аттестации.

Мария СЕЛЕЗНЕВА, директор Московского учебно-методического центра по среднему медицинскому образованию Комитета здравоохранения правительства Москвы

Успешность реформирования здравоохранения в значительной степени зависит от специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Ключевым вопросам - подготовке профессионально-компетентных специалистов, а также эффективному использованию их для удовлетворения потребностей населения - Министерство здравоохранения РФ уделяет большое внимание.

В соответствии с Приказом МЗ РФ № 261 от 29.08.97 г. "О введении государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования" подготовка специалистов со средним медицинским образованием осуществляется по учебным планам, реализующим государственные образовательные стандарты в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям отрасли, в соответствии с которыми в процессе обучения уделяется значительное внимание вопросам психологии, экономики, управления. До 3 лет увеличены сроки первичной подготовки (на базе полного общего среднего образования).

В "Положениях о специалистах" по каждой специальности утверждены:
- общие положения;
- обязанности;
- права;
- ответственность.

В разделе "квалификационные характеристики" утверждены требования к:
- общим знаниям;
- общим умениям;
- специальным знаниям;
- специальным умениям;
- умению выполнять манипуляции по утвержденному перечню.

Приказ № 249 МЗ РФ "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала":
- уравнивает требования, предъявляемые как к выпускникам учебных заведений, так и к работающим специалистам;
- определяет потребность во всеобщем непрерывном образовании и повышении квалификации не только в целях подготовки к аттестации и сертификационному экзамену, но и ставит специалистов перед необходимостью в совершенствовании уровня профессиональной компетенции, конкурентоспособности в быстро меняющемся мире, адаптации к современным требованиям, компенсации недостающих знаний.

Повышение квалификации является необходимым не только для работающих специалистов со средним медицинским образованием, но и для преподавателей учебных заведений.

В целях реализации Приказа № 249 первоочередными задачами являются:

1) в системе первичной подготовки - коррекция учебных планов, подготовка материалов итоговой государственной аттестации выпускников в соответствии с требованиями Приказа № 249 МЗРФ;

2) в системе последипломного образования - пересмотр учебных программ повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием;

3) организация изучения, внедрение Приказа № 249 в лечебных учреждениях, ассоциациях специалистов;

4) пересмотр аттестационных и сертификационных материалов соответствующими комиссиями.

Реализация Приказа № 249 МЗ РФ "О номенклатуре специальностей среднего и фармацевтического персонала" является новым шагом по пути совершенствования подготовки и профессиональной компетентности работающих специалистов.

Правительство подготовило новую номенклатуру специальностей медицинских и фармацевтических специалистов. После утверждения нормативно-правового акта, действующий приказ Минздрава России от 7.10.2015 № 700н отменят. Эта информация будет полезна не только руководителям медицинских учреждений, но и желающим

Три категории медицинских специальностей

Проект Приказа Минздрава «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» предусматривает выделение трех категорий специальностей специалистов (подготовлен Минздравом России 26.02.2019):

  • основные специальности;
  • базовые специальности;
  • специальности, требующие специализированной подготовки.

Согласно указанной классификации к основным отнесены специальности высшего образования уровня специалитет. К базовым - специальности, получение права на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, по которым возможно после обучения по программам ординатуры. К третьей категории относятся такие специальности, которые требуют специализированную подготовку в ординатуре с сокращенным сроком на основе одной из базовых специальностей.

Для специальностей третей категории также предусмотрена возможность пройти обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки. Но пройти переподготовку смогут лишь те, у кого есть стаж работы в определенных должностях и наличие ординатуры по базовой специальности.

Новый список медицинских специальностей

1. Лечебное дело

2. Педиатрия

3. Медико-профилактическое дело

4. Фармация

5. Стоматология

6. Медицинская биофизика

7. Медицинская биохимия

8. Медицинская кибернетика

9. Сестринское дело

Базовые специальности

1. Акушерство и гинекология

2. Аллергология и иммунология

3. Анестезиология-реаниматология

4. Гастроэнтерология

5. Гематология

6. Генетика

7. Дерматовенерология

8. Детская хирургия

9. Инфекционные болезни

10. Кардиология

11. Клиническая лабораторная диагностика

12. Клиническая фармакология

13. Медицинская микробиология

14. Неврология

15. Нейрохирургия

16. Неонатология

17. Нейропсихология

18. Общая врачебная практика (семейная медицина)

19. Общая гигиена

20. Онкология

21. Организация здравоохранения и общественное здоровье

22. Остеопатия

23. Оториноларингология

24. Офтальмология

25. Патологическая анатомия

26. Пластическая хирургия

27. Педиатрия

28. Промышленная фармация

29. Психиатрия

30. Радиология

31. Рентгенология

32. Сердечно-сосудистая хирургия

33. Скорая медицинская помощь

34. Стоматология общей практики

35. Спортивная медицина

36. Судебно-медицинская экспертиза

37. Терапия

38. Торакальная хирургия

39. Травматология и ортопедия

40. Урология

41. Управление и экономика фармации

42. Управление сестринской деятельностью

43. Фармацевтическая химия и фармакогнозия

44. Физическая и реабилитационная медицина

45. Фтизиатрия

46. Хирургия

47. Челюстно-лицевая хирургия

48. Эндокринология

49. Эпидемиология

Перечень медицинских специальностей, по которым можно пройти профессиональную переподготовку, смотрите в памятке «Специальности третей категории»

Зачем Минздрав меняет номенклатуру специальностей

Предусмотренная проектом приказа градация специальностей необходима, чтобы обеспечить медицинских и фармацевтических работников широким спектром образовательных траекторий, при котором каждый из специалистов получит право на изменение специальности в соответствии со своими предпочтениями. Также она позволит им в сокращенные сроки получить право замещать должности медицинских и фармацевтических работников, где есть кадровый дефицит.

Изменения в профстандарты медицинских работников

Если новую номенклатуру специальностей утвердят, то потребуется внести изменения в действующие профессиональные стандарты. Это нужно, чтобы расширить требования к образованию по ряду специальностей.

Новые медицинские специальности в номенклатуре

Подготовленный проект новой номенклатуры не будет отменять какие-либо специальности. Все они останутся. Но появится новая «Физическая и реабилитационная медицина ». Данную специальность отнесли к категории базовых.

Обновление Приказа №707н и новые квалификационные требования к медработникам

Одновременно обновят и Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Соответственно Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8.10.2015 года № 707н также ожидают изменения.

Такие обновления необходимы, чтобы во время разработки отраслевых профессиональных стандартов, произошли изменения в требованиях к медицинским работникам, а именно врачам и провизорам. Напомним, что с 2016 года следование требованиям профстандартов обязательно для некоторых должностей.

Необходимость изменений можно проиллюстрировать актуальностью квалификационных требований к специалистам, которые завершили профессиональное обучение до и после 2016 года. Так те, кто получил базовое медицинское образование до 2016 года, могут пройти интернатуру или ординатуру по специальности «Дерматовенерология». А вот для тех, кто получил профессиональное медицинское образование после 2016 года, нужно пройти первичную аккредитацию и обучение в ординатуре по специальности «Дерматовенерология» в той части, которая касается профессиональных компетенций, описанных в обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог».

Как врачу получить новую специальность «Физическая и реабилитационная медицина»

Выпускники медвузов после 2016 года могут освоить специальность «Физическая и реабилитационная медицина», пройдя обучение в ординатуре.

Что делать тем врачам, у которых есть на руках сертификаты по следующим специальностям:

  • «Лечебная физкультура и спортивная медицина»;
  • «Мануальная терапия»;
  • «Рефлексотерапия»;
  • «Физиотерапия».

Им достаточно будет пройти обучение по программе профессиональной переподготовки по направлению «Физическая и реабилитационная медицина». Пока такая учебная программа еще не разработана в ЦОКО и будет введена в перечень курсов профессиональной переподготовки после утверждения вышеназванного проекта приказа о номенклатуре медицинских специальностей.

Новая номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников

Проект приказа предусматривает также изменения приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Новая Номенклатура должностей будет дополнена новым разделом «Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием, выполнивших федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «бакалавр», в связи с появлением в отрасли специалистов с новой подготовкой».

Также введут ряд новых должностей специалистов с высшим (немедицинским) образованием в связи с развитием медицинской реабилитации:

  • эрготерапевт,
  • кинезотерапевт,
  • медицинский психолог.

В новой номенклатуре должностей появиться такая должность, как «врач-ординатор». На эту должность будут назначать специалистов, которые завершили подготовку по программам высшего образования и имеют свидетельство о первичной аккредитации специалиста. В этот период времени они смогут исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста, только под руководством наставника (врача-специалиста), имеющего сертификат специалиста (свидетельство об аккредитации) по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Одновременно учтены отдельные требования к занятию должностей, по которым в Минздрав России поступало большее количество обращений от работодателей и медицинских работников. Например, закреплена возможность занятия должности заведующего клинической лабораторией специалиста с высшим немедицинским образованием).

Постичь тайны биологических процессов организма, узнать механизмы воздействия, препятствующие возникновению тех или иных болезней, овладеть навыками и приемами оказания помощи больному - задача врачей. Для усвоения и закрепления знаний по специализации лечебное дело потребуется 6 лет, чтобы пройти объемный курс лекционных, практических занятий. Студентов обучают не только умению лечить людей, правильно диагностировать различные заболевания, но также осуществлять профилактическую и просветительскую работу среди населения.

Виды профессиональной деятельности

Дипломированный специалист по лечебному делу может выполнять функции для многих учреждений:

  • поликлиник;
  • стационаров;
  • частных медицинских учреждений;
  • специализированных центров;
  • подразделений скорой или экстренной помощи;
  • предприятий;
  • общеобразовательных и дошкольных учреждений.

Острый дефицит медицинских работников любого уровня дает возможность молодому поколению выбирать определенную профессию общей практики: педиатра, терапевта, кардиолога, акушера фельдшера, медицинской сестры. Вначале они выполняют свои обязанности под руководством опытного персонала. После освоения специализации лечебное дело у них открываются широкие горизонты не только для выполнения работы общего профиля: профилактических, диагностических, образовательных, но также они смогут посвятить себя научной деятельности.

Среди большого количества направлений особая ответственность возлагается на врача, выбравшего своей специализацией лечебное дело. Он должен обладать высокими профессиональными навыками, обширными знаниями, заслужить доверие, любовь, признание людей.

Врач должен уметь:

  • проводить профилактику заболеваний среди здоровых и больных граждан в коллективах, семьях;
  • диагностировать ранние проявления патологических процессов на основе лабораторно-инструментальных методов исследования;
  • оказывать первичную неотложную помощь;
  • лечить, используя терапевтические и хирургические методы;
  • осуществлять наблюдение за физиологическими процессами при беременности;
  • проводить экспертизу о трудоспособности больных;
  • работать с членами семьи больного по воспитанию гигиенических правил;
  • вести документацию для медицинских учреждений;
  • выполнять долг по оказанию помощи при экстремальных эпидемиологических условиях;
  • постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, изучать самостоятельно научную, справочную литературу;
  • организовывать работу в учреждениях медперсонала среднего звена с учетом соответствия требований нормативным документам и техники безопасности.

Профиль лечебное дело требует от врача необходимости умения работать с современной техникой, иметь запас знаний в области фармакологии, владеть реабилитационными навыками, всегда быть готовыми проводить судебно-медицинские экспертизы.

Что может дать учеба

Какие профессии можно приобрести после окончания курса лечебного дела? Образовательный процесс в высших учебных заведениях подразделяется на 2 этапа, первый из которых подразумевает освоение комплексных теоретических знаний с регулярным посещением лечебных учреждений. Студенты одновременно с доклинической подготовкой изучают теоретический курс по хирургии и внутренним болезням.

Следующая ступень образовательного процесса заключается в углубленном изучении выбранной специфики. Важность момента заключается в применении ранее изученного материала, так как наступает пора клинической практики. Особый упор делается на то, как проявятся способности будущего медицинского работника в умении диагностировать заболевания и контактировать с пациентами. На важном этапе учащиеся определяют конкретный вид занятия лечебного дела в определении дальнейшей профессии. В условиях стационара они выбирают конкретную направленность для работы узким специалистом.

Будущие врачи, проходя курс лечебного дела, могут претендовать на такие профессии, как:

  • терапевт;
  • педиатр;
  • хирург;
  • анестезиолог;
  • ортопед/травматолог;
  • психиатр/нарколог;
  • невропатолог;
  • семейный доктор;
  • иммунолог и другие профессии.

У них есть отличная возможность продолжить совершенствование своих знаний и навыков, обучаясь по специальной программе практикумов интернатуры, ординатуры, где обучение лечебному делу закрепляется определенными навыками по многим профессиям.

Наиболее острая необходимость для частных и государственных клиник ощущается за последние годы в специалистах по кардиологии, акушерству, педиатрии, общей практики. Докторам нередко приходится совмещать свою работу: осуществлять врачебную деятельность в государственных поликлиниках и одновременно оказывать консультационные услуги в частных профильных центрах.

Специалисты среднего звена

Профессии среднего звена по лечебному делу имеют свои отличия. В колледжах медицинского направления в отличие от высших учебных заведений студенты на основании учебного стандарта изучают лечебное дело без какой-либо узкой направленности, они получают базовые знания по основным медицинским направлениям, изучают основные предметы расширенной специализации. Выпускникам открываются возможности для выбора направления дальнейшей трудовой деятельности. Какие категории младшего персонала предпочесть, они решают согласно своему призванию.

Специалисты со средним медицинским образованием должны быть готовы к выполнению большого перечня функциональных обязанностей:

  • давать оценку состояния пациента, отмечать главные симптомы заболевания;
  • диагностировать неотложные состояния и оказывать экстренную помощь;
  • оказывать медицинскую помощь гражданам как на дому, так и в отделениях здравоохранения;
  • осуществлять осмотр и наблюдение пациентов на дому;
  • уметь грамотно проконсультировать граждан в амбулаторных условиях;
  • делать забор биологического материала для лабораторного проведения анализов;
  • строго выполнять назначения врачей при взаимодействии с пациентами;
  • оказывать реабилитационную помощь больным с хроническими заболеваниями, инвалидам, пожилым людям.

Имея специализацию лечебное дело, средний персонал может работать в должности фельдшера, помощника врача в поликлиниках, лаборанта, медицинского статистика, регистратора и других. Наиболее востребованная профессия на рынке труда - это работа фельдшера‒акушера. Престиж заключается в том, что квалифицированный специалист пользуется большим уважением, является помощником врача в амбулаторно-поликлинических условиях, и его труд достойно оплачивается.

В общении с пациентами медработники всегда должны проявлять гуманность, внимательность и доброту. Больные люди часто проявляют несдержанность, даже взрослые пациенты боятся болезненных процедур, они становятся раздражительными и капризными. Какие бы ситуации ни возникали, профессия врача или медсестры накладывает обязательство на должностное лицо проявлять моральную выдержку, самоотверженность и терпение. Все это вознаграждается уважением и признанием людей, ведь здоровье человека - большая ценность!